02.04.2024

28 марта состоялся открытый урок преподавателя Красавиной Виктории Викторовны с учащейся 8 класса Кондратенко Викторией по предмету «Специальность и чтение с листа» (ДПОП «Фортепиано) на тему «Работа над кантиленой в классе фортепиано».

На уроке было продемонстрировано сотворчество учителя и ученика, которые в пространстве диалога прояснили и подтвердили, насколько важное значение имеет формирование певучего звука у ученика, а также какое значение в развитии звуковой культуры пианиста имеет кантилена.

На примере работы над Прелюдией ми мажор Бориса Чайковского из цикла «Пять пьес» преподаватель раскрыла понятие «кантилена», важность звуковедения, звукоизвлечения, показала способы и приемы достижения певучего звука. Виктория Викторовна обозначила общие проблемы в исполнении кантилены учениками – неумение дослушивать звук до конца, плохое легато, а также отсутствие понимания природы развития мелодии. Особое внимание она уделила важному вопросу правильного соотношения мелодии и аккомпанемента, поскольку чем оно тоньше и гибче, тем музыкальнее и выразительнее становится исполнение.

Для наглядного сравнительного анализа кантиленное звукоизвлечение было продемонстрировано на разных группах музыкальных инструментов – струнных (скрипка) и духовых (блокфлейта).

Учащаяся Виктория Кондратенко провела сравнительный анализ творчества композиторов-однофамильцев: Бориса Чайковского и Петра Чайковского, их отличительные и схожие черты музыкального стиля и безусловный факт следования традициям русской классической музыки с ее особенной выразительностью, гармоническим языком. Виктория проанализировала

форму и фактуру произведения, а далее продолжилась кропотливая работа над выработкой кантиленного звучания. Ученица проявила большой интерес и старание в работе над звукоизвлечением, а в конце урока выразила желание усовершенствовать исполнение музыкального замысла Бориса Чайковского в его яркой Прелюдии.

По окончании занятия коллеги провели обсуждение открытого урока и подчеркнули важность выработки у учащихся качественной кантилены при исполнении произведений.